20 Сентябрь 2011

Одесский Оперный Театр

Одесский Оперный Театр
«Театр уж полон, ложи блещут..». Хотя в «Евгении Онегине» описан совсем не этот театр, но здесь подсознательно чувствуешь единение с великим талантом. Тот сгорел дотла, и на его пепелище построили новое здание, вошедшее в душу каждого одессита. Прекрасное настолько, что даже красный командир Якир, отдавая приказ об артиллерийском обстреле Одессы, требовал «щадить только здание пролетарского Оперного театра». Он поражает воображение, как храм поражает воображение неофита и остается в нем навсегда. В Одессе много театров, но если в разговоре кто-то просто скажет: «Театр», то всем ясно, о каком именно театре идет речь. Так мы и будем называть его дальше, просто Театр, с большой буквы.

История Театра связана с историей города. Он был открыт в 1887 году, заказчиком проекта был город Одесса и проект готовился одиннадцать долгих лет. Но результат того стоит. Экскурсоводы (а экскурсии здесь проходят постоянно) расскажут подробности о том, что здание Театра было построено в стиле «барокко», что вход украшает скульптурная группа, изображающая музу Мельпомену, а по бокам ее Трагедия и Комедия. Архитектурная отделка здания великолепна, сам театр невероятно гармонично вписывается в рамку из южного неба и зеленых деревьев.
Одесский Оперный Театр
Театр рос вместе с городом, вместе с городом воевал. Во время Великой Отечественной войны в зенитные расчеты, защищавшие Театр, выделялись лучшие бойцы. Здание было замаскировано, чтобы его силуэт не угадывался с воздуха. Когда Одессу освободили, первый красный флаг появился на фасаде Театра, прямо над Мельпоменой.

Каждая его деталь, каждое окно, позолоченные украшения, выполненные с необыкновенным вкусом и чувством меры, постепенно вводят зрителя в то состояние, которое необходимо, чтобы принять в свою душу великое чудо музыки, освященное великими композиторами прошлого и настоящего. Поразительно воздействие, которое Театр оказывает на детей. Самые отпетые сорванцы затихают и начинают впитывать этот насыщенный искусством воздух. Даже театральный зал пахнет особым запахом, пьянящим ароматом таланта. Сколько бы раз не открывались перед зрителем двери в театральный зал, но всегда захватывает дух от предвкушения праздника. Непонятно, почему именно этот зал так воздействует на людей. Сама его архитектура традиционна. Партер, бенуар, бельэтаж, ярусы лож. Видимо так воздействует внутренняя гармония всех составляющих этого единого ансамбля. И занавес, великолепный театральный занавес, который сам по себе является произведением искусства.
Одесский Оперный Театр
Невероятна акустика театрального зала. Проектанты и строители знали, видимо, какие-то секреты, которые никак не отражены в самом проекте. Во время оперных спектаклей не используется никакая звукоусиливающая техника. Но каждое слово, произнесенное не сцене даже шепотом, прекрасно слышно всему залу, от партера до галерки. А шум зала мягко глушится, позвать кого-то через весь зал тут не получится. Во время реставрации Театра в шестидесятых годах прошлого века, были сильные опасения, что акустика пострадает. К счастью, ничего не нарушилось, реставраторы подошли к делу с огромным профессионализмом. Но сколько же ухищрений они обнаружили во время работ! Специалисты – акустики дневали и ночевали в зале, чтобы не допустить ни малейших изменений в его акустической схеме. И сберегли ее в целости и сохранности. Легенда о том, что Театр, это только копия знаменитого миланского Ла Скала, вызывает в одесситах просто ярость. Каждый из них был здесь хоть раз в жизни со школьной экскурсией, сама мысль о том, что может быть что-то прекраснее для них невыносима.
Одесский Оперный Театр
Сцена Одесского Оперного Театра видела многих великих музыкантов, певцов и танцоров. Здесь выступали Чайковский и Сарасате, танцевала великая балерина Анна Павлова, Пели Шаляпин, Нежданова, Крушельницкая, Собинов. Любой артист, выходящий здесь на подмостки, несет ответственность перед ними за каждую ноту, за каждое балетное па.

Сейчас Театр тяжко болен. Он стоит на непрочном грунте и может разрушиться. Для его укрепления необходимо по периметру здания забить в грунт около сотни свай. Но денег на это не было. Городская мэрия пошла на уникальный шаг. Одесским бизнесменам была предложена покупка «именных свай». После окончания работ имя жертвователя должно было быть увековечено на специальной табличке, вмурованной в тротуар. Акция не была, к сожалению, доведена до конца, но и того, что сделано, хватило, чтобы украшение города уцелело.
Одесский Оперный Театр
Это удивительное здание, добрый дух оперы, воплощенный в камне, место, где многие тысячи людей снова и снова зажигают в своей душе лампаду прекрасного. Вечная музыка будет отныне освещать им каменистую дорогу жизни. Возможно, эта дорога будет легче, ведь на ней была остановка, которая называлась Одесский оперный театр.

Одесский Оперный театр

Одесский Оперный Театр

Одесский Оперный Театр

Одесский Оперный Театр

Одесский Оперный Театр

Одесский Оперный Театр

Одесский Оперный Театр

Одесский Оперный Театр

Одесский Оперный Театр

Одесский Оперный Театр

Одесский Оперный Театр

Одесский Оперный Театр

Одесский Оперный Театр

Это интересно:

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on VKPin on PinterestShare on Reddit


  • Лариса

    Любимый город и любимый театр. А еще прекрасное событие в моей жизни: в 1976 г. на сцене этого шедеврального театра пела в составе сводного городского хора, а солистами были Николай Огренич и Анатолий Пономаренко.

  • roman ingman

    Может потому, что я жил рядом на Ласточкина №5- театр был частью моей юности. Я пропадал в театре. Многие фанаты(сыры) помнят тётю Пашу с родимым пятном на щеке- за трёшку мы
    проходили на балкон, а если трояка не было, в театр можно было попасть через мужскую уборную бельэтажа. Я очень любил петь и однажды попал на сцену театра в смотре художественной самодеятелности. Меня знали во всех школах города, где я пел в сопровождении Салика Файерштейна.В 2003 г.
    я побывал в Одессе-всё чужое,только театр
    всё тот же.Скоро нас не будет, а театру быть вечно. РОМАН ИНГМАН

  • alex patoka

    sydney — odssa, how diferant but BUTIFOLE

  • Галина Маршева

    АНАТОЛИЯ БОЙКО просят выйти на связь одноклассники. Телефоны: 89528507668 — Маршева; 89182647667 — Бизунов; 891825008135 — Русаловский. Большой привет и пожелания творческих удач! Мы тобой гордимся…..От имени инициативной группы- Галина М-Грекова.

  • Arthur

    А причём здесь фото потолка парижской оперы Гарнье, расписанный Шагалом? Не понял юмор….

    • вася пупкин

      @Arthur, Это фото Одесской оперы, де@ил!

      • Arthur’s

        Вася, очки протри. Из какой деревни будем?