1 Апрель 2012

Океаны Жака Перрена

Море-Океан, удивительная, чарующая стихия
Знаешь, чем здесь хорошо? Смотри: вот мы идем и оставляем следы на песке, отчетливые, глубокие. А завтра ты встанешь, посмотришь на берег и ничего не найдешь, никаких следов, ни малейших отметин. За ночь все сотрет море и слижет прибой. Словно никто и не проходил. Словно нас и не было. Если есть на свете место, где тебя нет, то это место здесь. Уже не земля, но еще и не море. Не мнимая жизнь, но и не настоящая. Время. Проходящее время. И все. Идеальное убежище. Здесь мы невидимы для врагов. Чисты и прозрачны. Белы, как полотна Плассона. Неуловимы даже для самих себя. Но в этом чистилище есть свой изъян. И от него не уйти. Это море. Море завораживает, море убивает, волнует, пугает, а еще смешит, иногда исчезает, при случае рядится озером или громоздит бури, пожирает корабли, дарует богатства и не дает ответов; оно и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое. Но главное — море зовет. Ты поймешь это, Элизевин. Море и есть не что иное, как постоянный зов. Он не смолкает ни на миг, он заполняет тебя, он повсюду, ему нужна ты. Можно ничего не замечать — бесполезно. Море по-прежнему будет звать тебя. Это и другие моря, которых ты никогда не увидишь; они вечны и будут терпеливо поджидать тебя в шаге от твоей жизни. Их неустанный зов ты будешь слышать везде. И в этом чистилище из песка. И во всяком раю, и во всяком аду. Не важно как. Не важно где. Море день и ночь будет звать тебя«. Алессандро Барикко, «Море-океан».

Я не просто так решил привести цитату из повести «Море-Океан» моего любимого писателя Алессандро Барикко. Кто как не этот итальянец, истинный мастер слова, может рассказать читателю, что такое море? Дело в том, что несколько дней назад я видел Море. Эта могучая, непостижимая, таинственная стихия завлекла меня в свою утробу, поглотила с головой, открыла мне свои тайны, поведала секреты, стала намного ближе, открылась мне. И это поразительно! Это сложно описать словами, эти удивительные ощущения переполняют мой разум, мое тело, я не могу дать выход своим эмоциям, описав их обычными словами. Слов не достаточно, кажется, что их слишком мало. Я, как будто, получил новое для меня, очень важное знание, стал богаче где-то внутри. Я не могу контролировать эти эмоции и не хочу их контролировать, просто хочу наслаждаться этими неожиданными, еще не осознанными достаточно, поэтому такими тонкими и очень хрупкими переживаниями, хочу удивляться каждой секунде ощущения своей ничтожной слабости рядом с этой удивительной могучей стихией.

Море стало ближе.

И знаете, что самое забавное? Забавно то, что только «прикоснувшись к нему на расстоянии» я понял, что море всегда было рядом, оно всегда с нами, возле нас или внутри нас. Но мы, люди, отдаляем его от себя, демонстрируя свое равнодушие. Мы смотрим на него и ничего не видим. Закрываем глаза и стараемся не замечать эту красоту. Равнодушие — шаг к предательству, оно порождает непонимание и воздвигает никому не нужные преграды. К примеру, такие как — страх. А страх — признак слабости духа.

Мало кто из нас может жить настоящим, мы постоянно бежим где-то впереди себя, думаем о будущем, о завтрашнем дне, постоянно прокручиваем в голове свои заботы и не обращаем внимание на текущее мгновение. А ведь именно в этом мгновении мы живем. Других не существует. Море подсказало мне, что нужно чаще останавливаться, наслаждаться каждым мгновением, четко осознавать его, быть здесь и сейчас всегда не зависимо от обстоятельств и только в этом случае можно стать хозяином своей жизни. Только в этом случае можно по настоящему жить.

К сожалению, я не был несколько дней назад на море, последний раз я купался в море четыре месяца назад. На самом деле я всего лишь посмотрел удивительный фильм с простым, но красивым названием — «Океаны».

«Океаны» (Oceans) — документальный фильм французского режиссера Жака Перрена, был выпущен в прокат в 2009 году. На съемки фильма ушло более 5-ти лет, 2 из них — на подготовку к съемкам и 3.5 года — на сами съемки. Бюджет картины составляет $80000000. Цифра впечатляет, но она становится понятной, когда узнаешь, что съемки проводились в разных уголках планеты — было посещено более 50-ти экзотических мест в разных странах. Над фильмом «Океаны» трудилась огромная команда профессионалов, к примеру, только кинооператоров их них было 15 человек. В общем, более 500 часов пленки было отснято за это время.

Жак Перрен провел колоссальную работу, аналогов этому документальному фильму до 2009 года не существовало, это был величайший прорыв в документалистике, побивший все возможные рекорды. Более того (и это то, что привлекло меня в этом фильме прежде всего) Жак Перрен не просто «освоил» деньги на съемках этого фильма, он снял настоящий шедевр, показав миру свое видение красоты, свое осознание этой красоты. Сделав это с мастерством настоящего художника! Я мог бы описать очень многое о фильме «Океаны» в своей статье — всю историю съемок, затронуть те яркие личности, которые трудились над фильмом, описать некоторые технические детали съемок, но сейчас я хочу дать слово его авторам. Хочу, чтобы они сами рассказал о процессе съемок и о своих ощущениях и эмоциях, которые переполняли их во время съемок. Для этой цели я даже не поленился сделать небольшой конспект слов создателей о своем детище — фильме «Океаны».

Фильм Океаны Жака Перрена

«Океан может быть каким угодно, он не преподает уроков нравственности и не объясняет сущность бытия, он — взрыв эмоций, возникающий когда устанавливается связь между творцом и волной невероятной силы. Начиная этот проект семь лет назад, мы даже представить себе не могли, как далеко этот вопрос увлечет нас в тайные глубины темно-синих вод. Морская фауна невероятна в своем разнообразии, животные исчисляются тысячами. И ни один вид не похож на другой. Мы не ставили себе задачу их научного изучения, мы хотели приблизиться к ним и попытаться понять, стать зрителями волшебного спектакля, который разыгрывается на дне морском.

Величайший режиссер нашего грандиозного действа — сама природа, ей нельзя перечить, ее нельзя подгонять или заставлять. Именно поэтому мы  требовали от операторов, чтобы они ждали неделю, месяц, если нужно — два, но только не возвращались с километрами бессмысленной и неинтересной пленки.

Для съемок полноценного материала о китах сперва мы выбрали место вблизи острова Мадагаскар, а затем — прозрачные воды Полинезии под ярким тропическим солнцем. Сюда киты приплывают для отдыха и любовной игры. Именно здесь наш оператор Дидье Нуаро сделал самые фантастические кадры этих животных.
Киты в фильме "Океаны" Жака Перрена
Дидье Нуаро: «Я никогда не забуду ту невероятную встречу, я был под рифом и увидел трех китов, они проплывали мимо, и вдруг один из них повернулся и направился ко мне. Он был так близко, что почти коснулся меня. И я подумал: «Наверное, я ему понравился». И я решил следовать за ним. Я возвращался каждый день, и однажды я увидел, как он буквально танцует с другим китом, вроде как для себя, но, в то же время, сознавая мое присутствие. Я снимал их минут сорок, работать было сложно, приходилось то подниматься почти на поверхность, то опускаться на 45 метров, а они продолжали свой танец не отдаляясь от меня. Это было настоящее волшебство!»
Дидье Нуаро снимает китов в фильме Океаны Жака Перрена

Фильм Океаны, кит и оператор подводной съемки
Съемки непрерывно продолжались четыре года. Мы побывали в 54-х точках, для работы на которых было организовано 124 поездки. В общей сложности, по всему миру над проектом работало 400 человек. И каждый съемочный день был поводом для нового знакомства с интересными людьми и с необыкновенными животными.

Джулин Финн, ученый: «Никому раньше не удавалось запечатлеть на пленку эти животных в естественном состоянии, потому что они живут в открытом море на очень большой глубине. Представьте, во всем мире нет другого места, где водится фиолетовый осьминог! Только здесь, у берегов Японского моря. Как правило, они появляются одновременно с гигантскими зонтичными медузами».
Фильм Океаны, гигантский фиолетовый осьминог

Фильм Океаны, гигантская зонтичная медуза
Мы всегда тесно сотрудничали с учеными. Без них мы никогда бы не смогли снять ни один из наших фильмов. На проекте «Океаны» нам оказывали помощь ученые из Всемирного Института Морей и Океанов, более тысячи специалистов из восьмидесяти стран, которые последние десять лет занимаются изучением и созданием каталога существующей морской и океанической фауны. Благодаря им наши камеры проникали в такие места, куда обычно нет доступа простым смертным.
Чтобы понять всю глубину и богатство примитивных организмов, нам необходимо было оказаться в редчайших районах их обитания, существующих до сих пор. Для этого мы выбрали 54 уникальные природные зоны, рассеянные по всей планете как горсть конфетти, от Арктики до Антарктики. Именно там встречаются редчайшие образцы существ, которые даже невозможно себе представить. И самое ценное — это то, что мы нашли множество взрослых особей, можно даже сказать — пожилых. Полностью истребленные или вымершие во всех остальных морях и океанах, здесь они предстали перед нами во всей своей загадочной красоте.
Фильм Океаны, съемка в труднодоступных местах

Фильм Океаны, съемка в труднодоступных местах
Жак Перрен, режиссер, продюсер (Норвегия, ноябрь 2007): «Мы ждем. Уже несколько дней ждем китов. То, что мы видим, никогда не соответствует тому, чего мы ожидали, к чему готовились. И это для нас настоящая радость. А это только прибавляет нам силы и терпения, создает все очарование вот такого вынужденного ожидания. Мне кажется, что снимать будем еще два года. Хотя, может быть, и четыре, и пять, кто знает».
Фото Жака Перрена на съемках фильма Океаны
Сцена, которая потребовала от нас невероятного труда и на которую мы потратили больше всего сил, происходила у берегов Южной Африки. Мы назвали ее «Сардиний пир». В определенное время года тысячи и тысячи птиц, китов, акул, дельфинов, тюленей и котиков приходят в огромную бухту полакомиться сардиной, которая здесь собирается в огромных количествах. Спасибо матушке природе за это великолепное зрелище! Когда смотришь — нет слов! Потрясающе! Просто фантастика!
Океаны, съемки сцены Сардиний пир

Фильм Океаны, съемка сцены Сардиний Пир

Фильм Океаны, съемка сцены Сардиний Пир

Шторм. Уже тридцать лет я пытаюсь приблизиться к нему с камерой, с переменным успехом. После того как Пьер Жандорфер снял свой фильм о шторме, я буквально заболел идеей поймать на пленку ужасающую красоту бушующего моря. Шторм пугает, изумляет нас, внушая трепет и уважение к океану. Как можно рассказать и показать шторм, если никто не видел его изнутри? Нужно побывать в эпицентре бури, пережить ее целиком, чтобы передать невероятные ощущения от беснующейся массы воды. Поэтому нам так важно было стать свидетелями этого явления, найти в себе мужество пойти до конца.

Все эти люди, с которыми мы работали, не просто технически подкованные специалисты, они — настоящие поэты. Когда они рассказывают, какой видят природу, когда они снимают эти удивительные картинки, хочется плакать от восторга, от того насколько верен и удивительный их взгляд на вещи. Есть операторы, которых без преувеличения можно назвать художниками, они близки к совершенству. И конечно особенно важно то, что все они очень разные, во многом не схожие друг с другом личности. Такие разные люди могут превосходно работать вместе, более того, это привносит в конечный результат нечто совершенно особенное.
Океаны Жака Перрена, съемка крабов
Чтобы добиться принципиально нового взгляда на жизнь рифов, Жак Фердинанд Плюзо практически построил целый съемочный павильон в открытом море в Новой Каледонии. По идее, ночью рифы освещены луной, пусть даже это слабый свет, тем не менее, он проникает через верхний слой воды. Именно этого мы попытались добиться с помощью специальной осветительной техники, чтобы свет проникал на небольшую глубину и выделял наших героев. Мы хотели, чтобы этот свет выглядел естественно, как живой. Чтобы он двигался, отражался, и ни в коем случае не был похож на холодный луч прожектора. На дне, чтобы приблизиться к мелким животным и для медленной съемки мы решили пойти по традиционному пути — камеры на рельсах. Причем двигается она не с помощью человека, мы искали и находили новые пути и способы — лебедки, тросы. Мы очень много времени посвятили тому, чтобы найти подход к каждому морскому обитателю, будь то морской еж или краб. Главное, сделать так, чтобы камера была на его уровне, только тогда возникает ощущение достоверности происходящего.
Трудность не в том, чтобы снимать мелких животных в их естественной среде обитания, ведь нам даже удалось поймать бьющееся сердце креветки, дремлющей под рифом. Трудность заключается в том, чтобы правильно установить освещение и управлять им. Ведь именно свет создает всю магию кадра. Поэтому, для того, чтобы показать крошечные присоски на щупальцах морской звезды нужно приблизиться к ней и воссоздать освещение, близкое к натуральному в микрокосмосе моря. Нужно быть рядом с этими существами, передвигаться вместе с ними, порой не взирая на последствия.
Океаны Жака Перрена, ночная съемка
Жак Фердинанд Клюзо поставил себе цель найти подход к микроскопическим организмам, проникнуть камерой в каплю воды и получить кадры планктона, наимельчайшего из морских существ. Здесь речь идет о съемке объекта размером в тысячные доли миллиметра. Каким же образом подсветить планктон? При съемке против света это делается через отверстие на фоне фольги. Но как можно получить отверстие такого размера? И здесь нам оказали бесценную помощь доктора из центра Океанополис, предоставив нам специальный шприц, который используется для работы с зародышами креветки. Его игла настолько тонка, что неразличима для невооруженного глаза.
Океаны Жака Перрена, съемка мельчайших организмов

Океаны Жака Перрена, съемка мельчайших организмов
По моему глубокому убеждению, видеть чудеса природы и восхищаться ими можно только сохранив детское восприятие происходящего. Не пресыщенный взгляд, а способность склониться перед каплей воды и перед целым океаном.
После таких долгих месяцев, проведенных в ожидании подходящих условий для съемки, однажды это случается и все происходит так, как хотелось.

Съемка белых акул началась с соблюдения максимальных мер безопасности. Вся команда сгруппировалась около клетки таким образом, чтобы съемка соответствовала нашему плану раскадровки, позволив всем участникам процесса постоянно находиться вместе, по одну сторону от акулы. Было решено, что Франсуа Соррано займет лидирующую позицию, как самый опытный из нас. В Южной Африке на его счету было более 30-ти погружений без клетки в контакте с белой акулой. Акула ничего о вас не знает. Вы, в свою очередь, знаете, что она гораздо сильнее вас, но ей это неизвестно. Она просто привыкла, что при ее агрессивном приближении все животные спасаются бегством. Для нее это означает только одно — перед ней добыча, поэтому она нападает. Но когда она обнаруживает перед собой нечто живое, что противостоит ей, не бежит в ужасе, но сохраняет спокойствие, она сначала недоумевает, а затем очень быстро признает за этим живым существом право превосходства и сама начинает побаиваться.

Понадобилось несколько дней, чтобы представления водолазов изменились, и зловещая слава акулы-людоеда перестала существовать. Канула в небытие легенда фильма «Челюсти». Кадры, где человек спокойно плывет рядом с белой акулой — это именно то, к чему мы стремились, воплощение гармонии, содружества человека и природы.

Повинуясь капризу гурманов, которые желают отведать суп из акульих плавников, по всему миру целые флотилии выходят в море, вылавливают акул, отрезают им плавники и бросают обратно в море еще живыми, истекающими кровью. Все это только для того, чтобы некоторые из нас могли полакомиться супчиком. Как и все элементы экосистемы, акулы необходимы для соблюдения природного равновесия и когда один из элементов начинает исчезать или подвергается истреблению, страдает вся система. Ведь это равновесие крайне зыбкое. Убрать или добавить лист бумаги на одну чашу весов повлечет за собой нарушение всего баланса. А ведь акула — это гораздо серьёзнее, чем лист бумаги. Уже много лет ученые-океанологи трубят тревогу, но безрезультатно. По прежнему происходит массовое истребление китов-полосатиков, их количество уменьшается каждый день.
Фильм Океаны Жака Перрена, истребление акул ради их плавников

Фильм Океаны Жака Перрена, истребление акул ради их плавников

Если, посмотрев фильм «Океаны», зрители попытаются хоть что-то сделать для спасения планеты, значит еще не все потеряно. Ведь мы сделали этот фильм, чтобы каждый прожил и прочувствовал его, и пусть каждый сделает это по-своему.

Что такое море? Что такое океан? Мы снимали кино в попытке ответить на эти вопросы. Это сокровище, которое невозможно описать словами на уроках естествознания, научными терминами или стихами. Может быть благодаря нашему фильму, у каждого зрителя, каждого гражданина мира зародится в душе нежная привязанность к этой невероятной, огромной массе воды.»

Красиво, не правда ли? Дальше, моя небольшая подборка фото на тему «Океаны»:

ocean

AquaMoon, Hengki Koentjoro

AquaMoon, Hengki Koentjoro

Beach, Gabriel Toma

Beach, Gabriel Toma

Crased, Caras Lonut

Crased, Caras Lonut

Dicky Beach, Pawel Papis

Dicky Beach, Pawel Papis

Explosive, Jim Ross

Explosive, Jim Ross

Faro de Viavelez, Ben Kensington

Faro de Viavelez, Ben Kensington

Fisherman, Hengki Koentjoro

Fisherman, Hengki Koentjoro

Golden Sunset, Junya Hasegawa

Golden Sunset, Junya Hasegawa

Great Ocean Road (Australia), Franco Mottironi

Great Ocean Road (Australia), Franco Mottironi

Grunge Surf, Mario Moreno

Grunge Surf, Mario Moreno

Haena Surf, Patrick Smith

Haena Surf, Patrick Smith

Heaven, Marcelo Vieira

Heaven, Marcelo Vieira

Just Ocean, Wojciech Toman

Just Ocean, Wojciech Toman

Mystical Light, Rick Head

Mystical Light, Rick Head

Океан

Океан

Ocean City, Sparth Nicolas

Ocean City, Sparth Nicolas

Ocean Dance, Matteo Zanvettor

Ocean Dance, Matteo Zanvettor

Ocean, Hengki Koentjoro

Ocean, Hengki Koentjoro

Ocean, Larry Marshall

Ocean, Larry Marshall

Ocean, Stas Kulesh

Ocean, Stas Kulesh

Phenomenon, Caras Lonut

Phenomenon, Caras Lonut

Playing Nature, Pedro Liborio

Playing Nature, Pedro Liborio

Sea Foam, Mike Thompson

Sea Foam, Mike Thompson

Sea Scape, Brian Dodds

Sea Scape, Brian Dodds

Secret Kernow, Roger Sharp

Secret Kernow, Roger Sharp

Serenity (DeadSea), Tomer Persi

Serenity (DeadSea), Tomer Persi

Shorebreak Perfection, Roger Sharp

Shorebreak Perfection, Roger Sharp

Spain Cartagena, Caras Lonut

Spain Cartagena, Caras Lonut

Spirit of Adventure, Vadim Balakin

Spirit of Adventure, Vadim Balakin

Sunset in Pipeline, Jeff Farsai

Sunset in Pipeline, Jeff Farsai

To the Sun, Yuriy Nezdoiminoga

To the Sun, Yuriy Nezdoiminoga

True Moment, Alex Rubinovich

True Moment, Alex Rubinovich

Walking on Clouds, Gilad Benari

Walking on Clouds, Gilad Benari

Weathered, Ray Cavicchio

Weathered, Ray Cavicchio

West Coast Wonderland, Mike Thompson

West Coast Wonderland, Mike Thompson

Wild Ocean, Dirk Wüstenhagen

Wild Ocean, Dirk Wüstenhagen

Ocean Landscape, CubaGallery photostream

Ocean Landscape, CubaGallery photostream

Aargh, HannaJoy

Aargh, HannaJoy

Это интересно:

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on VKPin on PinterestShare on Reddit


  • Посмотреть фильм Жака Перрена «Океаны» можно онлайн — megogo.net/ru/view/12652-okeany.html

  • Бодя

    О помню его фильм Птицы…потрясющий человек — умеет правильно смотреть не мир!

  • Андрей

    Парочка фоток моря, автор Corey Arnold (из серии Fish Working Bering Sea):

    [img]http://adsence.kiev.ua/wp-content/uploads/2012/04/corey_arnold_bering_fishing_01.jpg[/img]
    [img]http://adsence.kiev.ua/wp-content/uploads/2012/04/corey_arnold_bering_fishing_06.jpg[/img]
    [img]http://adsence.kiev.ua/wp-content/uploads/2012/04/corey_arnold_bering_fishing_07.jpg[/img]

  • Анна

    Спасибо огромное! От Ваших статей невозможно оторваться!

  • Пётр

    … Просто слов нет… Бесконечно благодарен!!! (Y) (Y) (Y)